Главная » » Профессиональная эмиграция в Нидерланды по шагам: от собеседования до переезда

Профессиональная эмиграция в Нидерланды по шагам: от собеседования до переезда

четверг, 22 февраля 2018 г. | 11:04



Весной 2017 года Михаил задумался о переезде в другую страну и нашел подходящую вакансию в Нидерландах. Экспат-айтишник рассказал, как прошло собеседование и с каким трудностями он столкнулся при сборе документов, а еще поделился первыми впечатлениями о новом месте жизни и работы.




Решение о переезде в Нидерланды

Прошлой весной я задумался о том, что мне хочется сменить работу. Добавить в нее немного того, чем я раньше занимался лишь в качестве хобби. Расширить собственный профиль, так сказать — быть не только инженером, но еще и программистом. Причем на Erlang.

В городе, где я жил, на Erlang не пишет, наверное, никто. Поэтому я сразу готовился к переезду… только вот куда? В Москву не хотелось от слова «совсем». Санкт-Петербург… возможно, но тоже не вызывал особого энтузиазма. А что если попробовать за рубеж? И мне повезло.

Один из международных сайтов по поиску работы показал мне вакансию, идеально подходящую под мои желания. Вакансия была в небольшом городе недалеко от столицы Нидерландов и кое-какие пункты в ней не совсем соответствовали моим способностям, но я всё-таки послал отклик по указанному адресу, оформив его в виде «чек-листа»: требование такое-то check, такое-то check, а вот это failed, и вкратце описано, почему. Например, в failed я отметил fluent English. Справедливости ради скажу, что все рабочие скиллы были в check.

Ожидая ответа, я начал изучать, что же там с релокацией в Королевство. А с ней всё хорошо — Нидерланды предлагают несколько программ для переезда. Нас интересует та, которая называется High-skilled migrant (Kennismigrant). Для умелого айтишника это клад, а не программа. Во-первых, диплом о высшем образовании не является обязательным критерием (привет Германия с требованием профильного). Во-вторых, есть нижняя планка зарплаты специалиста, и цифра эта — достаточно серьезная, причем если вам за 30 (мне — да), она еще больше.

В-третьих, часть зарплаты можно вывести из-под налога, что даст солидную прибавку к сумме «на руки». Это называется «рулинг» (30% ruling), и его оформление — добрая воля работодателя, а не обязательная процедура, непременно уточните его наличие! С ним связан, кстати, еще один забавный момент: оформление занимает до 3 месяцев и всё это время вы платите полный налог, но в момент одобрения вам вернут всё переплаченное за предыдущие месяцы, как будто он был у вас с самого начала.



В-четвертых, можно привезти с собой жену и она автоматически получит право работать или открыть свое дело. Минус в том, что далеко не все конторы имеют право приглашать работников по такой программе: есть специальный реестр.

Параллельно я изучал всё про саму компанию, благо у нее очень хороший информативный сайт, есть несколько видео на YouTube. В общем — искал всё, что только мог.



Собеседование и прием на работу

Пока я познавал основы, буквально на следующий день прилетел очень вежливый ответ. HR заинтересовалась мной, уточнила, согласен ли я на релокацию, и сразу назначила несколько (два, потом добавили еще одно) собеседования. Я дико волновался, так как у меня всю дорогу были проблемы с восприятием английской речи. Для удобства использовал огромную гарнитуру от Sony PS4 — и это, знаете, помогло. Сами собеседования прошли в хорошей атмосфере: были и технические вопросы, и вопросы личного характера, никакого давления, никакого «стресс-собеседования», всё очень хорошо. К тому же, они проходили не в один день, а в разные. В итоге я был приглашен на финальное собеседование на месте.



Вскоре я получил билеты на самолет и бронь гостиницы, оформил первую в своей жизни шенгенскую визу и прекрасным августовским утром сел на рейс Самара — Амстердам с пересадкой в Хельсинки. Собеседование на месте заняло два дня и состояло из нескольких частей — сначала со специалистами, потом с одним из первых лиц компании, а потом — финальное групповое со всеми сразу. Это было очень здорово. Плюс ребята из компании предложили вечером сгонять на прогулку в Амстердам, так как «приехать в Нидерланды и не посетить Амстердам — это большая ошибка».

Через некоторое время после возвращения в Россию мне прислали оффер и письмо, в котором говорилось: мы готовим контракт, пожалуйста, начинайте собирать документы для IND (Immigration & Naturalisation Department, правительственной структуры, выносящей решение о том, пускать в страну специалиста или нет). И началось.



Сбор документов

Какие-то документы мне прислали сразу — их надо было только заполнить и подписать. Это был так называемый Antecendents Certificate — бумага, в которой я подписывался под тем, что не участвовал в противоправных действиях (там целый список). Аналогичную необходимо было подписать и жене (речь сразу шла о нашей совместной релокации). Плюс копию свидетельства о браке, но — легализованную. Также были необходимы (они понадобятся позднее) — легализованные копии свидетельств о рождении обоих. Также была забавная справка о том, что я согласен выступить спонсором для своей семьи — проще говоря, что я обеспечиваю свою семью сам.

Легализация заключается в следующем. Во-первых, надо поставить на документ специальный штамп, называемый «апостиль». Делается это по месту выдачи документа — то есть в ЗАГСе. Затем документ вместе с апостилем надо перевести. На одном тематическом форуме, посвященном переезду в Нидерланды, пишут какие-то лютые истории о том, что документ апостилировали, заверяли у нотариуса, переводили, апостилировали перевод, снова заверяли у нотариуса… Так вот, это полная дичь и достаточно сделать следующее: поставить апостиль (2500 рублей, меня раздирало от жадности) и отправить скан документа сертифицированному правительством Королевства переводчику (он еще называется присяжный переводчик). Выполненный таким человеком перевод автоматом считается верным. На том же форуме я нашел девушку, которая отлично перевела три наших документа — свидетельство о браке и два свидетельства о рождении, — отослала нам сканы переводов, а оригинал перевода свидетельства о браке по моей просьбе отправила в компанию. Нюанс со свидетельством о браке: необходимо иметь нотариально заверенную копию российского варианта (делается за три минуты у любого нотариуса), это пригодится при получении визы. В общем, есть свои мелкие подводные камни. Где-то в это время приехал и официальный контракт, который я подписал, отсканировал и отправил обратно. Теперь оставалось только ждать решения IND.



Финальная стадия сбора документов и виза

Маленькое отступление — свидетельство о рождении у меня было еще СССР-овского образца, маленькая зеленая книжечка, да еще и выдано очень далеко, в Забайкалье. Мне пришлось по электронной почте запрашивать перевыпуск и постановку апостиля — я просто скачал образцы заявлений, заполнил их, отсканировал и отослал на электронный адрес ЗАГСа с простым письмом вида «прошу перевыпустить и апостилировать». Апостиль стоит денег, я оплатил его в местном банке (платить со строго определенным назначением в другую область оказалось нифига не просто), а квитанцию об оплате отправил заказным в ЗАГС, да еще и звонил им, периодически напоминая о себе. Но в принципе, всё удалось, хотя и заняло порядочно времени. Если кому интересны подробности этой процедуры — напишите в комментариях, расскажу.

В один прекрасный день мне пришло сообщение о том, что IND вынесло положительный вердикт. Весь процесс принятия решения занял меньше двух недель, хотя срок может быть до 90 дней.

Следующий шаг — получить визу MVV, это особый вид визы для въезда. Получить ее можно только в посольстве в Москве или Санкт-Петербурге и только по онлайн-записи на конкретное время, причем запись там — не «на завтра», а в районе двух недель, да еще и ссылку на эту запись найти весьма непросто.



Примерно в этот период я написал «по собственному» на текущей работе. Разумеется, это не было неожиданностью, я поставил начальника в известность еще до поездки на первое собеседование в Нидерланды, когда это был август, а сейчас на дворе стоял ноябрь. Потом мы с женой поехали в Москву и получили наши MVV — делается это одним днем: утром сдаешь пачку документов и загранпаспорт, а во второй половине забираешь паспорт с уже вклеенной визой.

Кстати о пачке документов. Распечатайте всё, что есть, в нескольких экземплярах, особенно — переводы. В посольство мы сдавали копию моего трудового контракта, распечатанные сканы переводов свидетельства о браке и о рождении для обоих (плюс у нас просили посмотреть оригиналы), копии паспортов, заполненные заявления на получение MVV, 2 цветные 3,5×4,5 фотографии, причем свежие (в анкету их не вклеиваем!). У нас была специальная папка, набитая всеми этими вещами: много — не мало. Получили паспорт, полюбовались на визу? Вот теперь — всё. Можно брать билет в один конец.



Жилье, регистрация, первые шаги в Нидерландах

Жилье — как много в этом слове… Еще находясь в России, я начал изучать рынок арендного жилья в Нидерландах, и первое, что я усвоил — удаленно нельзя снять ничего. Ну, если ты не турист, но тогда иди на Airbnb.

Второе — снять трудно. Предложений мало, желающих — много.

Третье — сдавать предпочитают на длительный срок (от года), так что снять, чтобы перекантоваться на месяц — это вряд ли.

В этом моменте мне оказали помощь. По сути, мне показали квартиру и хозяев по «Скайпу», мы пообщались, а потом сказали — стоить это будет столько-то в месяц. Согласен? Я был согласен. Это было очень большое подспорье. Я подписал бумаги и получил ключи в день прилета в Королевство.

Квартиры бывают двух видов — в состоянии shell (голые стены) и furnished (меблированная, полностью готовая для проживания). Вторые, разумеется, дороже.

Скажу сразу — квартира стоит мне немало. Но зато она отлично оборудована, реально огромная и находится в очень хорошем районе. Весь съем/сдача идет на двух больших сайтах.

Первое, что необходимо сделать по приезде — зарегистрироваться по месту проживания (да, тут есть прописка, это забавно), получить BSN — уникальный идентификатор гражданина, — и получить residence permit. Тут есть два варианта — бесплатно и медленно, за деньги и быстро. Мы пошли по второму. В день прилета у меня уже была назначена встреча в центре помощи экспатам IN Amsterdam, где я прошел все необходимые процедуры — вот тут-то и понадобились свидетельства о рождении! В целом всё очень быстро и удобно: положите палец сюда, посмотрите сюда, подпишите здесь, прослушайте, пожалуйста, вводную информацию, вот ваш residence permit. Без BSN никуда, без него вам банально не смогут начислить зарплату.



Деньги, кредитка, счета

Вторая необходимость — получить банковский счет и карточку. С наличкой тут очень неудобно (а деньги я вез именно наличкой по причине того, что тут своя карточная система и выпущенную российским банком карту могут не принять за пределами туристической зоны). Я уже говорил, что тут везде только по записи? Да, в банке тоже. Так получилось, что в первую неделю счета у меня не было, и самая большая головная боль была… транспорт. Потому что в универмагах наличку, конечно, берут, но вот транспорт… оплачивается он специальной пластиковой картой: зашел — пикнул, вышел — тоже пикнул. А пополняется она в основном безналом, мало где есть аппараты, принимающие кэш.



Я забыл, что такое «пробка», в принципе — когда для автобусов в городе проложены отдельные улицы — это прекрасно. Со временем я отвык добираться до работы на транспорте — прошлое место было с корпоративным автобусом от двери до двери. Здесь, хоть город очень маленький, я еду на работу с пересадкой. Зато автобусы ходят четко по расписанию, когда я приезжаю на пересадочную станцию, там уже, как правило, стоит мой следующий. В среднем на работу я добираюсь где-то за 30 – 35 минут: это от двери дома до посадки в офисное кресло.

Цены на транспорт, кстати, несколько… безрадостны. Жду весны — можно будет прикупить велосипед.

Третье — utilities. Необходимо заключить договора на поставку света, воды и газа. Тут много компаний: выбираете, какая устраивает по цене и заключаете договор (всё делается по е-мейлу). Без банковского счета — нельзя. Когда мы въехали в дом, там, разумеется, всё было включено: мы просто сообщили потом дату въезда и показания счетчиков на тот момент, а в ответ получили некую цифру — фиксированный платеж каждый месяц. В конце года мы снова сверим показания счетчиков: если я переплатил — мне вернут разницу, если же недоплатил — ее с меня взыщут, всё просто. Контракт заключается на год, расторгнуть раньше его очень и очень трудно. Но есть и плюсы: если ты переехал, контракт переезжает вслед за тобой, просто меняется адрес. Удобно. С Интернетом та же ситуация. С мобильной связью — тоже: контракт минимум на год или пользуйся дорогущим препейдом.

Касательно отопления, кстати, есть нюанс. Держать весь день привычные +20 дико дорого. Пришлось взять в привычку крутить термостат и топить только тогда, когда нужно — например, при отходе ко сну отопление я переключаю на +18. Вставать в прохладной квартире не особо комфортно, зато бодрит.

Четвертое — медицинская страховка. Это обязательно, и стоит она около сотни евро в месяц за человека. Увы, но придется платить. На оформление дается 3 месяца после въезда в Королевство. Плюс надо пройти флюорографию — TB-тест.

Быть может, кому-то это не понравится, но я принял решение не разглашать объем зарплаты и какие конкретно я получил плюшки при релокации: всё-таки это индивидуальный подход.

Погода

Мне сказали, что я приехал в самое суровое время года — в зиму. Солнечная погода тут бывает нечасто, в основном пасмурно. Дождики — да, но обычно они налетают, хлещут минут 20 – 30 и прекращаются. Такого, чтобы мелкая противная морось весь день, я не видел. Но в целом быстро привык: как говорится, не бывает плохой погоды, бывает неправильная одежда. Зонты тут не очень удобны, ибо ветер. Я предпочел плотную куртку с капюшоном из непромокаемой ткани — в пуховике было бы очень жарко. Снег — большая редкость, хотя этой зимой было очень редкое исключение: в какой-то из дней вывалило чуть ли не пятилетнюю норму снега, это были реально сугробы с метелью. Через день всё растаяло.

С другой стороны, коллеги говорят, что надо просто перетерпеть зиму. На собеседование в августе я ездил в футболке, солнце лупило не хуже, чем в России.

А в целом, мне тут очень нравится. Невероятно крутая работа, хорошие люди, хорошая страна и — все возможности для яхтинга, о чем я мечтал последние несколько лет.



Источник
ПОДЕЛИСЬ ПОДЕЛИСЬ

0 коммент. :

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...